Вопросы и ответыЗадать вопросОтзывыО проекте
Загрузка поиска по сайту

Земельное законодательство: становление и развитие прав граждан на землю в Республике Беларусь.

Правовое регулирование землевладения и землепользования граждан (физических лиц) в современных государствах базируется на прочных исторических традициях.

В Республике Беларусь осуществляется земельная реформа, в результате которой земля должна обрести хозяина, который будет заинтересован в инвестировании средств, повышении культуры землепользования, получении достойного дохода от использования земель. Идёт становление и развитие рынка недвижимости, что требует от законодателя рационального подхода к регулированию земельных отношений с участием граждан.

Историческое и правовое исследование земельных прав граждан в Республике Беларусь  даёт возможность проанализировать опыт применения закона и выявить, насколько эффективно работали и работают отдельные виды прав на землю, какие пробелы в законодательстве Беларуси и недостатки правоприменительной практики существовали в разные периоды развития государства.

Право на землю гражданина представляет собой определённую в земельном законе меру возможного поведения правоспособного физического лица, в отношении принадлежащего ему земельного участка, которое этим правом обладает и участвует в земельном правоотношении,  обеспеченную корреспондирующей этому праву обязанностью другого лица или лиц, и защищаемую государством.

Земельные права граждан (физических лиц) являются составляющими элементами сложной системы. Эта система складывалась в процессе длительного развития и несколько раз претерпела существенные изменения.

До Октябрьской революции 1917 года юридическое регулирование земельных отношений на территории Беларуси основывалось на правовых нормах, которые несли на себе определённый отпечаток остатков крепостного права. По этому с приходом советской власти возникла необходимость регулирования отношений по поводу земельной собственности на новых принципах.

Начало трансформации прав на землю было положено Декретом о земле, принятом на Втором Всероссийском съезде  Советов рабочих и солдатских депутатов 27 октября 1917 года.[1] В декрете юридически закреплены основные требования крестьян относительно землепользования, обобщённые в «Примерном наказе», который был собран на основе 242 местных наказов крестьян к Первому Всероссийскому съезду Советов крестьянских депутатов (май 1917 г.)

Согласно рассматриваемому Декрету, частная собственность на землю отменялась немедленно и без всякого выкупа. «Помещичьи имения, равно как все земли: удельные, монастырские, церковные со всем их живым и мёртвым инвентарём, усадебными постройками и всеми принадлежностями, переходят в распоряжение волостных земельных комитетов, уездных Советов крестьянских депутатов впредь до Учредительного собрания».[2] Не подлежали конфискации только земли рядовых казаков и рядовых крестьян. Единственным полноправным собственником земли в новом Советском государстве становилось само государство.

В последующие годы права физических лиц на землю  основывались на нормах Декрета о земле и могли толковаться следующим образом:

- право частной собственности на землю отменялось навсегда. Земля не могла выступать предметом сделок и считалась всенародным достоянием;

- право пользоваться землёй получали все граждане (независимо от пола), которые желали работать на ней. Однако некоторые категории граждан, например помещики, не удостоились такого права.

Разрешались подворная, хуторская, общинная, артельная формы пользования землёй.[3]

Как нормативный правовой акт Декрет о земле действовал до 1923 года и заложил основы для развития прав на землю физических лиц в СССР и БССР.

Следует отметить, что хотя в послереволюционный период шло формирование белорусской советской государственности, однако правовые отношения в Белоруссии основывались на законодательстве РСФСР. Этот факт подтвердился и на Первом Всебелорусском съезде Советов (2-3 февраля 1919 г.), когда утверждалась Конституция Социалистической Советской Республики Беларусь. Конституция объявила земельный фонд общегосударственным достоянием. Признавалось, что в целях повышения продуктивности труда организация сельского хозяйства на социалистических основах имеет потребность в переходе от единоличных форм землепользования к коммунально-коллективным формам. Речь шла о совхозах, коммунах, общественных запашках. Таким образом подтверждались положения, которые уже имели силу закона в РСФСР.[4]

На Втором Всебелорусском съезде Советов (13-17  декабрь 1920 г.) были одобрены «Тезисы по аграрному вопросу», предложенные Народным Комиссариатом земледелия ССРБ. Фактически эти тезисы имели силу закона, который регулировал формы землепользования. Так, статья 7 рассматриваемого документа подтверждала отмену «всякой частной собственности на землю», а в статье 29 гарантировалось, что «советская власть не допустит насильственных действий в отношении широких слоёв трудового крестьянства, а только содействует и поощряет сельскохозяйственные объединения, которые организуются в добровольном порядке, предоставляя необходимые земельные площади, а также оказывая агрономическую сельскохозяйственную помощь».[5]

В дальнейшем земельное законодательство БССР продолжало перенимать нормы земельного права РСФСР.

19  января 1922 г. между БССР и РСФСР было заключено соглашение о вхождении БССР в Федеральный комитет по земельным делам. Согласно данному соглашению все основные мероприятия по сельскому хозяйству, которые проводились в РСФСР, должны были реализовываться и в БССР.

7 сентября 1922 г. Президиум ЦВК БССР  издал «Основной закон о трудовом землепользовании». За крестьянами закреплялись на праве постоянного трудового пользования все земельные площади, которые находились в их фактическом пользовании.[6]

Таким образом, очевидно, что до 1923 года развитие земельных отношений в Беларуси целиком и полностью шло под влиянием законодательства РСФСР.

В 1923 году был принят первый Земельный кодекс БССР. В соответствии с этим нормативным правовым актом право частной собственности на землю в границах БССР отменялось навсегда. Все земли, под чьим бы приказом они не находились, объявлялись собственностью рабоче-крестьянского государства.[7] Часть первая Кодекса регулировала порядок трудового землепользования для граждан. Право

Комментарии

Гость

КСЕНИЯ! ЗДРАВСТВУЙТЕ! ВЫРУЧАЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА!) В ДОМЕ В ДЕРЕВНЕ (РБ) ПО ЗАВЕЩАНИЮ ЕСТЬ ДВА СОБСТВЕННИКА. МОЖНО ЛИ С СОГЛАСИЯ ОДНОГО ИЗ НИХ ПОСТРОИТЬ НА УЧАСТКЕ ДОМ И МОЖНО ЛИ ЕГО ОФОРМИТЬ НА СЕБЯ? СПАСИБО.

Нет - нельзя. Можно только реконструировать старый дом.

не доступно
Гость

Здравствуйте.

У меня такой вопрос, т.к. сама я не знаю с чего начать. У нас есть еще польские документы с 30-х годов на покупку земли моим дедом 1 гектар, можно ли сейчас для приватизации их предьявить и куда обращаться ? Знаю, что такие случаи в нашей области были, люди предоставили документы и им оформили землю без денег на выкуп, мне известный случай был лет 10 назад. Спасибо за ответ.

Гость

Добрый день. У меня вопрос о том, что должны делать жильцы ЖСК дома, построенного в 1982 году, когда их сейчас в 2015 году хотят заставить заплатить за акт на землю землеустроительной службе Брестского горисполкома 17 317 070 рублей для того, чтобы потом зарегистрировать право на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимого имущества. В момент строительства ЖСК действовал "Земельный кодекс БССР" от 24.12.1972г. Согласно ему земельные участки ЖСК предоставляются в бессрочное пользование. А размеры земельных участков определены в установленном порядке нормами и проектно-техничской документацией.  Если эти работы были проделаны до 1982 года, почему мы должны платить снова за акт?

Отправить комментарий

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.