Вопросы и ответыЗадать вопросОтзывыО проекте
Загрузка поиска по сайту

История адвокатуры

Государство гарантирует юридическую помощь всем, кто в ней нуждается, без какого-либо ограничения.До возникновения такого понятия как адвокат было понятие родственного представительства. Это означало, что интересы тех людей, которые не могли принимать личное участие в судебных разбирательствах по причине пожилого возраста или тяжелого заболевания, представляли родственники. Впоследствии возникла необходимость профессионального представительства.История адвокатуры тесно связана с историей судопроизводства и истории государства.Впервые термин  «адвокат» появился в 1716 году в Воинских уставах России, но роль адвоката как защитника в те времена была малозначительной. Нормы об адвокатах («прокураторах») и их деятельности содержались в Статуте Великого княжества Литовского 1529 г. Статут 1566 г. сформулировал правила адвокатской этики, установил уголовную ответственность за нарушение адвокатами своих обязанностей, а также предписывал суду назначать адвоката тому, кто в этом нуждался.В 19 веке в России происходили судебные реформы, все больше возникало  споров, связанных с собственностью, поэтому для представления интересов в суде требовались люди, которые могли бы это делать профессионально. В связи с этим предъявлялись жесткие требования к лицам, которые претендовали на звание адвоката (например, должен быть дворянского происхождения, владеть имением, знать законы, следовать адвокатской присяге, не быть замеченным в ни в каком правонарушении и соблюдать нормы морального поведения). До революции 1917 года адвокаты были представителями наиболее либеральной группы буржуазной интеллигенции.

Декретом №1 «О суде» от 22.11.1917 года существующие формы (присяжные доверенные и лица, которым окружными судами выдавались «свидетельства на право ходатайствовать по чужим делам») адвокатской деятельности  были запрещены. Любой человек, который пользовался гражданскими правами, мог участвовать в суде в качестве защитника и представителя.

После предпринимались попытки избрания защитников и обвинителей Советами рабочих. Гонорары за оказание юридической помощи взимались в доход государства. Таким образом, о независимости адвоката и адвокатской тайне не могло быть и речи.

С 1939 года по 1961 год действовало Положение об адвокатуре в СССР, которым регулировались ее организация и деятельность на всей территории страны.

Коллегии защитников были преобразованы в коллегии адвокатов с усилением их автономности от государственных органов. Введены юридические консультации как единственная организационная форма оказания правовой помощи, повышены требования к лицам, принимаемым в адвокатуру. Так, статус адвоката могли иметь лица, которые получили высшее юридическое образование или окончили юридическую школу, а также имели стаж работы в качестве судьи, прокурора, следователя не менее одного года.

Не могли стать адвокатами лица, ранее судимые, лишенные избирательных прав, находящиеся под следствием и судом.

В республике стали действовать областные коллегии адвокатов. Всебелорусское объединение защитников было упразднено.

Новый этап в развитии белоруской адвокатуры начался после принятия нового Положения об адвокатуре Белорусской ССР. Адвокатура была определена как самоуправляемая организация. Адвокатской деятельностью могли заниматься только те лица, которые состояли в коллегиях адвокатов. 

Повышается авторитет адвокатов в обществе, они становятся признанными общественными деятелями, выступают в печати, на радио, по телевидению.
Появляются новые виды оказания юридической помощи.

В 70-х-80-х годах прошлого столетия были созданы предпосылки  для совершенствования  правового  положения адвокатуры. Четко определена структура адвокатуры, правовое положение органов адвокатского самоуправления и юридических консультаций.

Проводимые в стране политические и социально-экономические преобразования, формирование гражданского общества обусловили необходимость внесения изменений в организацию и деятельность адвокатуры. Это нашло отражение в Концепции судебно-правовой реформы, одобренной Верховным Советом Республики Беларусь 23 апреля 1992г.

Новый этап в развитии белорусской адвокатуры был открыт принятием Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре» 13 июня 1993 г. и введенном в действие с момента его опубликования.

С февраля 1982 года действовали Минская областная коллегия адвокатов и Минская городская коллегия адвокатов.

28 января 1982 года в составе Минской областной коллегии адвокатов (МОКА) была образована Минская областная юридическая консультация, где работало 25 адвокатов.

В 1983 г. в МОКА насчитывалось 22 юридические консультации, в которых работало 104 адвоката. В 1982 году в Минской области на одного адвоката приходилось 14,7 тыс. человек населения. Все эти годы коллегия жила и развивалась в значительной степени благодаря усилиям тех специалистов, которые посвятили свою жизнь служению людям, благородной идее защиты прав человека.

В разное время президиум Минской областной коллегии адвокатов возглавляли заслужившие признания адвокаты, а с 2002 г. по настоящее время председателем президиума Минской областной коллегии адвокатов является Чайчиц Виктор Иванович.

В условиях построения демократического и правового государства адвокатская деятельность должна формировать у граждан надлежащее представление о праве, его сущности и роли в гражданском обществе и государстве. Адвокат защищает граждан не от закона, а от нарушений закона.

Новости:  Министерство юстиции Республики Беларусь в настоящее время дорабатывает проект Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц»

В связи с этим предлагается гражданам и организациям проинформировать о проблемных вопросах и пробелах при реализации на практике норм Указа Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» и внести до 15 февраля 2009 г. свои предложения, которые могут быть использованы в работе над проектом названного Закона Республики Беларусь.

По сообщению Министерства юстиции Республики Беларусь

Новую редакцию Жилищного кодекса Республики Беларусь планируется принять в 2010 году

Об этом сообщил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Владимир Михасев. Начать рассмотрение проекта в Палате представителей планируется в феврале 2010 года.

В свою очередь начальник управления юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь Наталья Качан сообщила, что новая редакция Жилищного кодекса будет включать, в частности, законы о приватизации, о совместном домовладении, некоторые нормы закона о защите прав потребителей. В нем будут прописаны вопросы постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилья, выселения.

Отдельно будут регулироваться вопросы предоставления жилья при сносе зданий. В проекте документа, в частности, содержится норма, согласно которой взамен сносимого жилья будет предоставляться помещение площадью не менее ранее занимаемого, но не менее 15 кв. м на человека. Кроме того, при разнице в стоимости снесенного и выделенного помещений предусмотрена компенсация в пользу гражданина. В пользу государства компенсация не предусмотрена.

В новой редакции Жилищного кодекса также будет определено, какие платежи должен вносить собственник жилого помещения, а какие - наниматель. В частности, кроме платы за техническое обслуживание, отчислений на капитальный ремонт и других платежей, которые вносит собственник, наниматель еще будет платить за пользование жилым помещением.

По информации БелТА

Отправить комментарий

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.