Вопросы и ответыЗадать вопросОтзывыО проекте
Загрузка поиска по сайту

Немного о печатях и штампах

Специализация
Адвокат
Минская областная коллегия адвокатов
Лицензия
№02240/2143
от 22.03.2012 г.
Контакты
velcom: (29) 342 41 70
email: shaposhnvv@gmail.com
Блог Владимира Шапошникова

С отменой постановления МВД Республики Беларусь от 25 сентября 2000 г. № 157 «Об утверждении инструкции о порядке открытия и функционирования штемпельно-граверных мастерских, изготовления, учета, хранения и уничтожения печатей и штампов» у многих субъектов хозяйствования появилась иллюзия, что никто и ничем не регламентирует изготовление печатей.

Действующее Постановление МВД Республики Беларусь от 1 июня 2012 г. № 156 «Об утверждении Правил открытия и функционирования объектов, надзор за которыми возложен на органы внутренних дел» в самом деле, не регулирует такие вопросы:

  1. можно ли изготовить две и более печати предприятия совершенно одинаковые;
  2. можно ли разместить логотип предприятия при отсутствии регистрационных документов на данный знак;
  3. можно ли разместить на печати частного предприятия герба Республики Беларусь;
  4. можно ли изготовить круглую печать без наличия оригинала Устава и Свидетельства.

Как следствие, заказчики начинают предъявлять претензии сотрудникам штемпельно-граверных мастерских совершенно недовольные, если им отказывают в капризах.

Выскажем свое мнение по озвученным выше вопросам:

Постановление МВД Республики Беларусь от 1 июня 2012 г. № 156 издано в силу полномочий, предоставленных Положением о Министерстве внутренних дел Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 4 декабря 2007 г. № 611 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел и организаций, входящих в систему органов внутренних дел», и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

Указанное постановление является нормативным правовым актом, регулирующим весьма узкий круг вопросов осуществления деятельности субъектов хозяйствования.

Однако, Постановление 156 не может подменять иные нормативные правовые акты Республики Беларусь, так же как и не может регулировать взаимоотношения субъектов хозяйствования урегулированные другими нормативными правовыми актами.

Основой деятельности субъектов хозяйствования является гражданское законодательство Республики Беларусь.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане Республики Беларусь (далее – граждане), юридические лица Республики Беларусь (далее – юридические лица), Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь (далее – административно-территориальные единицы).

Один из основных принципов гражданского законодательства заключается в том, что все участники гражданских отношений, в том числе государство, его органы и должностные лица, действуют в пределах Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней актов законодательства (принцип верховенства права)[i].

Гражданское законодательство – система нормативных правовых актов, которая включает в себя содержащие нормы гражданского права:

  • законодательные акты (Конституция Республики Беларусь, настоящий Кодекс и законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь);
  • распоряжения Президента Республики Беларусь;
  • постановления Правительства Республики Беларусь, изданные в соответствии с законодательными актами;
  • акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь, изданные в пределах их компетенции по регулированию гражданских отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами;
  • акты министерств, иных республиканских органов государственного управления, местных органов управления и самоуправления, изданные в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, распоряжениями Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь[ii].

Исходя из вышеизложенного, разрешать вопросы функционирования штемпельно-граверной мастерской в части исполнения требований клиентов, не регулируемых Постановлением МВД Республики Беларусь от 1 июня 2012 г. № 156 «Об утверждении Правил открытия и функционирования объектов, надзор за которыми возложен на органы внутренних дел» следует исходя из норм и правил, устанавливаемых различными нормативными правовыми актами, изданными именно в целях регулирования гражданских правоотношений.

При этом следует учитывать, что действиями сотрудников штемпельно-граверной мастерской может быть нанесен вред законным правам и интересам граждан и юридических лиц. Даже при отсутствии умысла, предприятие (отдельные должностные лица) могут быть привлечены как гражданской ответственности, так и административной и уголовной.

Соответственно, принятие разумных мер в целях не допущения явных нарушений законодательства – является обязательным для предприятия.

1. Изготовление нескольких печатей:

Запрета на изготовление нескольких печатей предприятия – нет.

Однако, Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4 утверждена ИНСТРУКЦИЯ по делопроизводству в государственных органах, иных организациях.

Указанная Инструкция устанавливает общие требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в государственных органах, иных организациях независимо от формы собственности и организационно-правовой формы (далее – организации).

Пунктом 62 Инструкции устанавливается, что реквизит «Печать» ставится на документах, требующих особого удостоверения их подлинности.

Устанавливается три вида печатей: печать организации, печать структурного подразделения организации, печать, указывающая на ее целевое назначение (для документов и т.п.). Печати организаций подразделяются на гербовые (печати с изображением Государственного герба Республики Беларусь) и простые.

Порядок использования и ответственность за хранение печатей закрепляются в локальных нормативных правовых актах организации, разрабатываемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Перечень документов, на которых проставляется печать, определяется организацией на основании законодательства Республики Беларусь. Проставление печати необходимо на подлинниках документов и их копиях, в том числе факсимильных, удостоверяющих права, свободы и (или) законные интересы граждан, права и обязанности юридических лиц, санкционирующих расходование

Отправить комментарий