В конце 2014 года большой резонанс вызвали разъяснения ФСЗН Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.08.2014 г. исх. №08-07/2690 «Вопросы-ответы о взносах по государственному социальному страхованию» подписанные управляющим Фонда Л.Т. Бачило. В принципе по данным вопросам высказалось достаточно много специалистов, свою лепту в обсуждение решил внести и я.
Самой обсуждаемой стала та часть разъяснения, которая касается хозяйственных Обществ, процитирую:
Вопрос. Управление организацией осуществляет управляющий – физическое лицо, являющееся ее учредителем. Одновременно это лицо является индивидуальным предпринимателем. В штатном расписании организации должность директора отсутствует. С указанным лицом заключен договор на оказание услуг по управлению организацией. На основании условий договора и акта выполненных работ управляющему ежемесячно выплачивается вознаграждение. Следует ли начислять взносы на такое вознаграждение?
Ответ. Да.
С 27.02.2014 юридическое лицо обязано уплачивать взносы в бюджет фонда за физическое лицо, являющееся его учредителем (собственником) и выполняющее функции руководителя (пункт 1-1 Положения). При этом какие-либо исключения в отношении указанной категории граждан законодательством не установлены.
В связи с этим на основании документов, подтверждающих выполнение учредителем (собственником) организации функций ее руководителя (учредительный договор, договор на оказание услуг и др.), независимо от источника финансирования выплат (в том числе из прибыли), на их суммы взносы начисляются в общеустановленном порядке. При этом сумма взносов должна быть исчислена не менее чем из суммы проиндексированной минимальной заработной платы, установленной законодательством.
Следует отметить, что в период уплаты взносов юридическим лицом за физическое лицо, являющееся его учредителем и выполняющее функции руководителя, последний освобождается от обязательной уплаты взносов как индивидуальный предприниматель, уплачивающий взносы за себя.
С точкой зрения ФСЗН по обязанностям хозяйственных обществ о начислении и уплате взносов за своих управляющих (ИП), на мой взгляд, согласиться никак нельзя.
Итак, Указом Президента Республики Беларусь от 21 февраля 2014 г. № 87 ПОЛОЖЕНИЕ «Об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (утв. Указом Президента Республики Беларусь №40 от 16.01.2009 г.) было дополнено пунктом 1[1], в соответствии с частью 8 которого юридические лица являются плательщиками в бюджет фонда за физических лиц, являющихся собственником имущества (участником, членом, учредителем) юридического лица и выполняющих функции его руководителя.
При обращении заинтересованных субъектов в местные управления ФСЗН они начали цитировать разъяснения ФСЗН Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.08.2014 г. исх. №08-07/2690 «Вопросы-ответы о взносах по государственному социальному страхованию» подписанные управляющим Фонда Л.Т. Бачило.
Разъяснения от 27.08.2014 г. исх. №08-07/2690 были опубликованы:
- в журнале «Главный бухгалтер» №39 за 2014 г.;
- 21.10.2014 г. размещены на официальном сайте ФСЗН по адресу http://www.ssf.gov.by/priside/statesocialinsurance/copy_debitors_412/;
Исходя из приведенной мною цитаты в отношении хозяйственных обществ следует, что согласно Разъяснениям Фонда от 27.08.2014 г. исх. №08-07/2690, Общество обязано начислять и уплачивать взносы в ФСЗН за индивидуального предпринимателя, оказывающего услуги по управлению Обществом на основании договора и являющегося участником Общества. В качестве объекта для начисления страховых взносов в бюджет Фонда при уплате взносов принимать всю сумму выплат, произведенных Обществом по договору управления на основании актов выполненных работ.
Мое мнение – обсуждаемая часть разъяснений не основана на действующем законодательстве Республики Беларусь.
Свою позицию по возложению обязанностей на общество начислять и уплачивать страховые взносы за индивидуального предпринимателя представители Фонда обосновывают ссылкой на ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», относя индивидуальных предпринимателей (участников Общества, оказывающих услуги по управлению Обществом на основании договора) – к работающим гражданам (ч. 3 ст. 1 Закона).
Но, как же тогда быть с другими действующими нормативными правовыми актами?
Статьей 7 Закона Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» установлено, что Обязательному государственному социальному страхованию подлежат:
- граждане, работающие по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм;
- индивидуальные предприниматели, а также частные нотариусы (кроме указанных в абзаце восьмом части второй настоящей статьи), адвокаты;
- осужденные к лишению свободы, привлекаемые к выполнению оплачиваемых работ;
- неработающие инвалиды, не достигшие возраста, установленного статьей 11 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., № 17, ст. 275), получающие ежемесячную страховую выплату, установленную для застрахованных лиц законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – ежемесячная страховая выплата);
- лица, получающие пособие по временной нетрудоспособности в связи с повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – в связи со страховым случаем).
Часть 4 ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» относит индивидуальных предпринимателей к лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы в бюджет Фонда.
Соответственно, законодательство в области социального страхования однозначно определяет индивидуальных предпринимателей как самостоятельных субъектов во взаимоотношениях с ФСЗН Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» Хозяйственное общество:
- имеет в собственности обособленное имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным обществом в процессе его деятельности;
- несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
- может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его уставе, а также предмету деятельности, если он указан в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
- приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и уставом.
Статьей 1 ГК Республики Беларусь устанавливается, что предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Участники хозяйственного общества не ограничены в праве заключения сделок с Обществом, участниками которого они являются, при осуществлении самостоятельной предпринимательской деятельности.
Соответственно, индивидуальные предприниматели (участники Общества), заключившие договор на оказание Обществу услуг по управлению данным обществом (в силу ст. 7 Закона Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» и ч. 4 ст. 2 Закона Республики Беларусь «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь») не могут быть отнесены к категории работающих граждан и на Общество не может быть возложена обязанность по начислению и оплате страховых взносов в бюджет Фонда за указанных лиц.
Пункт 1[1] ПОЛОЖЕНИЯ «Об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» вполне применим к взаимоотношениям между унитарным предприятием и его учредителем, исполняющим обязанности руководителя, но распространять действие данного пункта и на хозяйственные общества – никаких оснований нет.
Ну и в заключение, думаю, не лишним будет привести еще одну точку зрения на обсуждаемые разъяснения ФСЗН, а именно мнение Коллегии по экономическим делам Верховного суда Республики Беларусь, которое было изложено в определении, вынесенном по факту обращения одного из обществ с заявлением о признании Разъяснений Фонда от 27.08.2014 г. исх. №08-07/2690 недействительными (как ненормативного правового акта органа государственного управления в части возложения на Общество обязанности по начислению и уплате взносов за управляющего-ИП):
К ненормативным правовым актам статьей 3 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» отнесены правовые акты, принимаемые (издаваемые) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанные на иное однократное применение.
Ненормативный правовой акт должен устанавливать, изменять или отменять права и обязанности конкретного лица, содержать обязательное предписание, влекущее юридические последствия.
Письмо Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.08.2014 № 08-07/2690 «Ответы на вопросы» не содержит предписания осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий и не рассчитан на иное однократное применение, не содержит обязательное предписание, влекущее юридические последствия, не может служить основанием для возникновения конкретных правоотношений, не устанавливает, не изменяет и не отменяет права и обязанности конкретного юридического лица, поэтому не может нарушать его права и законные интересы
Т.е., если я правильно понял позицию ВС, то разъяснения Фонда – это не более чем частное мнение Фонда, которое не создает для хозяйствующих субъектов обязанности по выполнению действий, указанных в Письме Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.08.2014 № 08-07/2690.
Отправить комментарий