Вопросы и ответыЗадать вопросОтзывыО проекте
Загрузка поиска по сайту

ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ ТОРГОВОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Специализация
Адвокат
Минская областная коллегия адвокатов

Лицензия
№02240/2143от 22.03.2012 г.
Контакты
velcom: (29) 342 41 70
email: shaposhnvv@gmail.com

Блог Владимира Шапошникова

Все права принадлежат ООО "Профессиональные правовые системы" http://bii.by/
На практике у резидентов Республики Беларусь, оказывающих услуги для иностранных организаций в качестве их агентов, возникают вопросы по поводу использования проектов договоров, предложенных нерезидентами.
Договоры именуются по-разному: агентский договор, договор консигнации, дилерский договор. Поэтому у клиентов возникает некоторое замешательство: какую форму договора выбрать?
 Договоры торгового представительства. Общая характеристика
Исходя из анализа проектов договоров, применяющихся в странах СНГ, и законодательства Республики Беларусь, в подавляющем большинстве случаев можно сделать вывод, согласно которому договоры коммерческого представительства (поручения), комиссии, консигнации, дилерский договор и агентский договор по своей сути представляют собой один вид посредничества - торговое представительство.
Фактически для хозяйствующих субъектов это один и тот же вид гражданско-правовых отношений с некоторыми различиями в зависимости от права страны.
При этом правовые различия оказывают мало влияния на фактические взаимоотношения сторон, поскольку договорам торгового представительства присущи общие характерные черты.
К ним, в частности, относится следующее:
• торговый представитель действует в рамках поручения, которое ему дается доверителем (принципалом, комитентом, консигнантом);
• торговый представитель не принимает на себя право собственности на продаваемый товар;
• торговый представитель не несет рисков, связанных с утратой товара или неоплатой поставленного товара конечным покупателем (за исключением обязательства, принятого представителем перед доверителем-делькредере);
• торговый представитель осуществляет свою деятельность за вознаграждение;
• действия торгового представителя могут создавать права и обязанности для доверителя (принципала, консигнанта);
• торговый представитель обязан отчитываться за свои действия перед доверителем (принципалом, комитентом, консигнантом).
Договор комиссии
Для резидентов Республики Беларусь, выступающих в качестве агентов иностранных организаций, оптимальный вариант именно договор комиссии, поскольку Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее - ГК) не предусматривает напрямую такого вида сделок, как консигнация, дилерский договор и агентский договор.
По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (п.1 ст.880 ГК).
Принятое на себя поручение комиссионер обязан исполнить на наиболее выгодных для комитента условиях в соответствии с указаниями комитента, а при отсутствии в договоре комиссии таких указаний - в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями (часть первая ст.882 ГК).
Комиссионер вправе отступить от указаний комитента, если по обстоятельствам дела это необходимо в интересах комитента и комиссионер не мог предварительно запросить комитента либо не получил в разумный срок ответа на свой запрос. Комиссионер обязан уведомить комитента о допущенных отступлениях, как только уведомление стало возможным (ст.885 ГК).
Необходимость уплаты косвенных налогов
В целом договор комиссии достаточно известный вид сделок и не вызывает сложностей с реализацией его положений на территории Республики Беларусь. Однако, заключая договор комиссии с нерезидентами, необходимо учитывать, что на комиссионера возлагается обязанность уплаты косвенных налогов.
При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, на основе договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров обязанность по исчислению и перечислению в бюджет налога на добавленную стоимость возлагается на состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность на основе таких договоров с иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь (п.3 ст.114 Налогового кодекса Республики Беларусь).
Взимание косвенных налогов при импорте товаров осуществляется в государстве-члене, территория которого является местом реализации товаров (ст.72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор)).
Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в порядке, предусмотренном приложением 18 к Договору.
 

 

Справочно
Для целей определения налоговой базы стоимость товаров (в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении), выраженная в иностранной валюте, пересчитывается в национальную валюту по курсу национального (центрального) банка государства-члена на дату принятия товаров к учету (часть четвертая п.14 приложения 18 к Договору).

 
Налогоплательщик обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию по форме, установленной законодательством государства-члена, либо по форме, утвержденной компетентным органом государства-члена, на территорию которого импортированы товары, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган следующие документы:
1) заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо заявление в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика;
2) выписку банка, подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства-члена. При наличии у налогоплательщика излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов либо сумм косвенных налогов, подлежащих возврату (зачету), как при импорте товаров на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена, так и при реализации товаров (работ, услуг) на территории государства-члена, налоговый орган в соответствии с законодательством государства-члена, на территорию которого импортированы товары, принимает (выносит) решение об их зачете в счет уплаты косвенных налогов по импортированным товарам. В этом случае выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, не представляется;
3) транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена. Указанные документы не представляются, если для отдельных видов перемещения товаров, в том числе перемещения товаров без использования транспортных средств, оформление этих документов не предусмотрено законодательством государства-члена;
4) счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства-члена при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства-члена;
5) договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства-члена с территории другого государства-члена (п.20 приложения 18 к Договору).
 

Отправить комментарий

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.